В 2022 году в Алтайском госуниверситете открылась Школа развития цифровых компетенций «Digital Up». Ее появление обусловлено запросами современного рынка труда: все чаще от выпускников университета требуют не только базовые, но и сквозные IT-навыки.
По данным сервиса HeadHunter, только в Барнауле 490 вакансий, связанных со сферой информационных технологий. Причем востребованы как программисты, так и специалисты в области анализа больших данных, сетевых технологий, веб-инженеры и веб-мастеры, CIO. Именно такие навыки благодаря «Digital Up» смогут бесплатно получить студенты АлтГУ.
По словам первого проректора по учебной работе Евгении Ждановой, Школа развития цифровых компетенций появилась в АлтГУ в рамках федерального проекта «Цифровые кафедры». Этот проект, как подчеркнула Евгения Анатольевна, реализуется только на базе университетов-участников программы «Приоритет 2030». Университету он дает возможность напрямую влиять на развитие цифровой экономики в крае, а студентам – приобретать дополнительные, пользующиеся спросом знания.
С этой целью специалисты АлтГУ разработали восемь образовательных курсов, пять из которых рассчитаны на гуманитариев, а остальные – на тех, кто уже обучается по IT-направлению.
Как отмечает начальник управления мониторинга качества и образовательных инициатив Марина Колбунова, все восемь курсов прошли проверку на федеральном уровне. В частности, их рецензировали эксперты из Университета Иннополис, АИС «Мониторинг», АНО «Цифровая экономика», а также экспертный отраслевой совет ИКТ. К 1 сентября будут записаны оставшиеся видеолекции, разработаны практические задания и дополнительные материалы.
Между тем на курсы записалось уже больше 1000 человек. Большинство студентов АлтГУ, чья будущая специальность не связана с IT-сферой, выбрало программы «Основы frontend-разработки и проектирования web-приложений», «Разработка бизнес-приложений на платформе 1С: Предприятие», «Основы технологий хранения, обработки и анализа данных».
Ольга Ельченинова, магистрантка ИГН, рассказывает:
– Мне очень нравится дизайн и все, что с ним связано. Поэтому я выбрала такую программу, где творчество сочетается с программированием: «Основы frontend-разработки и проектирования web-приложений». Думаю, полученные знания можно будет использовать для создания упаковки образовательных курсов, например. Или чтобы развивать личный бренд. Сейчас это в тренде. Кроме того, этот курс пригодится мне и для академической карьеры – я преподаю на кафедре медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью. Буду на собственном примере объяснять студентам, как нужно проектировать и рекламировать web-приложения.
Те же, кто учатся на профильных IT-направлениях, в первую очередь выбрали курс «Технологии Data Science и AI-разработка». Один из его слушателей, студент ИМИТ Андрей Мусохранов, уверен: этот курс поможет освоить ему одну из самых быстроразвивающихся областей цифровой экономики – искусственный интеллект. Учеба в «Digital Up» для Андрея тем более актуальна, что уже через год он получит диплом бакалавра. А значит, сможет работать в серьезной IT-компании. Андрей рассказывает:
– Переизбыток информации и недостаток свободного времени – наша новая реальность. В связи с этим искусственный интеллект, а именно им занимается AI-разработчик, все глубже проникает во все сферы жизни. Но, несмотря на то, что это динамично развивающееся IT-направление, российская экономика, на мой взгляд, испытывает недостаток специалистов в этой отрасли. И получение таких, узкопрофессиональных цифровых навыков гарантирует достижение успеха в любой области, связанной с Data Science.
Другие курсы – «Прикладной анализ данных на Python», «Основы создания информационных систем и Project Management», «Разработка системы управления предприятием на базе 1С: ERP» и «Программирование многоядерных процессоров» – айтишники выбирали реже. Это может быть связано с тем, что данные курсы требуют от слушателей высокоразвитых цифровых компетенций.